г.Ангарск, ул.Троицкая, 1.

тел. 8 (3955) 56-80-63

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Ангарска

Иркутской Епархии Московского Патриархата

Избранная цитата

                                                                                                                                                                                                                                                                               

Покаяние – это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами

Преп.Ефрем Сирин

Исповедь

Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». Проповедь Иисуса Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово «обращение»: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер. 18,11). Кающийся человек подобен блудному сыну из евангельской притчи (Лк. 15, 11-24): живя в грехе, он удаляется от Бога, но после многих невзгод, «пришёл в себя», решается вернуться к Отцу.

Таинство Покаяния (Исповеди) подразумевает не только сожаление о прошлом, но и новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога, это перенесение центра жизни на Него. Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется, прежде всего, в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину. Всё, что Божие, всё, что принадлежит Ему — положительно и реально. Всё, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения.

Чтобы понять, что такое покаяние, необходимо чётко представить, что такое грех. Грех – любое действие неугодное и неприятное Богу. Мы все люди грешные. От человека требуется только осознать свой грех, признаться самому себе, что совершаешь ошибку.

Когда мы грешим, а когда нет? Мы грешим, когда слишком много едим, когда пытаемся заработать больше денег, чем необходимо, вместо того, чтобы взять своё тело под контроль и больше думать о душе и о наших близких. Мы грешим, когда хотим быть лучше, красивее и богаче всех. Когда хотим всего и сразу. Хорошо, когда человек целеустремлён, когда он хочет благополучия и счастья для себя и своих близких. Но достигнув новых высот, хочется достигнуть ещё больших. Это бесконечный процесс. Мы должны вовремя уметь сказать себе «стоп». Принесёт ли счастье новый автомобиль, если придётся спать всего 4 часа в сутки, а остальное время работать? Стоит ли вечернее платье за $1000 того, чтобы месяц питаться одним хлебом и ходить на работу пешком? Мы забываем, что нашим семьям и детям нужны вовсе не красивые вещи, а понимание и забота.

Перед Исповедью, обычно, возникают различные страхи, с которыми мы должны бороться. Они возникают от незнания чего-либо или, когда мы совсем запутались и уже не понимаем, кому ещё можно верить. Исповедь происходит один на один со священнослужителем. Священник – это единственный посредник между нами и Богом. Ему можно доверять. Священнослужителями просто так не становятся. Это очень сложный путь. И, тем не менее, они тоже люди и тоже грешны. Перед Богом и смертью равны абсолютно все люди на этой земле. Священнослужители тоже исповедаются, если согрешат…

Вполне обоснованный страх перед первой Исповедью – «я не знаю что сказать». Никто не требует от нас знания специализированных терминов. Можно говорить по-простому, по-человечески. Никто за это не осудит. Если тяжело говорить или, в силу каких-то физических причин, вы не можете этого сделать, возможно, стоит написать ручкой или карандашом на бумаге, напечатать и распечатать на компьютере, набрать смс-сообщение по дороге в Церковь и сохранить в памяти мобильного телефона. В Храме Божьем материя не имеет большого значения (бывает, нам трудно в это поверить), священнослужитель всегда примет ваше покаяние в любом благопристойном и удобном для вас виде, всегда поймёт вашу боль и печаль. Однако это не значит, что священник, в любом случае, будет утешать вас ласковыми словами и гладить по голове. Осудить не осудит, но скажет своё мнение с богоугодной точки зрения. И тут надо позабыть о гордости и тщеславии, не к месту это всё, ибо не перед священником каемся и смиряемся, а перед самим Господом.

Следующий страх перед первой и даже, перед многими последующими Исповедями, таков: «А что, если священник кому-то расскажет о том, что я совершил? Вдруг узнает кто-то из моих знакомых, родных? А вдруг сообщат в милицию?» и т.п. Этот страх, как и все остальные, имеет дьявольскую природу. Страх перед моральной и физической ответственностью. Он очень мешает полному и по-настоящему искреннему раскаянию в своих грехах. Настоящий священник обязан неотступно соблюдать тайну Исповеди. И если же он её нарушит – ему отвечать за это перед Богом и перед своим духовным наставником, не нам. Конечно же, Исповедь – это не допрос, не отчёт перед начальником. Никто не заставит нас что-то рассказывать, если боимся и не хотим, если не жалеем о содеянном. Исповедь – это добровольное решение человека. Может возникать множество страхов и опасений перед исповедью. Через это проходят все. В таком деле не нужно спешить. Нужно просто прийти в храм и попробовать, если душа просит. Поначалу, верить трудно, но с каждой Исповедью наша вера укрепляется.

И, пожалуй, последний момент, о котором стоит упомянуть. После искреннего раскаяния обычно наступает облегчение. Это очень необычное ощущение. До Исповеди, мы словно были придавлены очень тяжёлой железобетонной плитой, а после Исповеди с нас, будто бы, её сняли. Если с души человека снять тяжкий груз (грехи, угрызения совести – можно называть как угодно), то она испытывает непривычную и необычайную лёгкость. И чтобы это понять, нужно просто испытать на себе.

Для участия в Таинстве Исповеди необходимо быть крещёным членом Православной Церкви, достигшим семилетнего возраста, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и сознающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах. Законным тайносовершителем может быть только православный священник или архиерей.

Священник, как правило, исповедует перед аналоем (небольшим столом с наклонной крышкой), на котором находятся Крест и Евангелие. Пришедшие на Исповедь становятся на некотором расстоянии от аналоя (чтобы не мешать и не слышать чужую исповедь). Когда настаёт их очередь — подходят к аналою, склоняют голову или, по желанию, встают на колени (но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются).

Кающемуся, с одной стороны, нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а с другой стороны, нужно назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть. Обычно сначала называют грехи против десяти заповедей Божьих, затем грехи против девяти евангельских заповедей о блаженствах и затем грехи против девяти церковных заповедей, но так происходит не всегда. Здесь наиболее важно, чтобы кающийся в первую очередь вспомнил то, в чём совесть его более всего упрекает. Если исповедующийся медлит или запамятовал грехи, то священник может задавать наводящие вопросы. Кающийся должен проявить стремление избегать в своей дальнейшей жизни повторения прежних грехов, в которых он раскаялся.

При подготовке к Исповеди детей следует обращать внимание на такие возможные пороки, как ложь, присвоение чужих вещей, издевательство и насмешки над слабыми и больными, жестокость по отношению к животным, привычка к кривлянию и паясничанию, лень, грубость, сквернословие, курение.

Надо пробудить в детской душе не страх перед Богом, но страх перед грехом, отвращение ко всякой нечистоте, сыновью любовь к Отцу нашему Небесному.