Танство венчания
Семья, как известно, составляет основную клеточку общественного организма, являясь ядром и фундаментом общества. В Церкви Христовой она также имеет значение основной единицы церковного тела, поэтому сама по себе христианская семья называется в писаниях апостолов "церковью", "…целуйте Прискилу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе... и домашнюю их церковь - Рим. 16, 3-4; целуйте... Нимфана и домашнюю его церковь, Кол. 4, 15". Отсюда понятно, какое большое внимание должно уделяться семье с точки зрения церковной, чтобы семья исполняла свое назначение быть малой "церковью".
Таинство Венчания
В Таинстве брака (Венчании) Церковь призывает помощь Божию брачующимся в понимании ими и исполнении стоящих перед ними задач, а именно представлять собой "домашнюю церковь", установив внутри семьи истинно христианские отношения, воспитать детей в вере и жизни по Евангелию, быть примером благочестия для окружающих, смиренно и терпеливо переносить скорби или страдания, нередко посещающие семейную жизнь.
Брак как установление Божие
О том, что брак имеет над собой Божие благословение, Священное Писание говорит неоднократно. Так, в Быт. 1, 27-28 читаем: "И сотворил Бог человека,... по образу Божию сотвори его: мужчину и женщину сотвори их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю". Также в Быт. 2, 18-24 бытописатель сказав о сотворении жены из ребра Адама и приведения ее к мужу, добавляет: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть". Сам Спаситель, заповедуя соблюдать верность брака и запрещая развод, напоминает эти последние слова кн. Бытия и наставляет: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 4-6)". Эти слова Господа ясно свидетельствуют о нравственном достоинстве брака. Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и здесь сотворил Свое первое чудо. Ап. Павел сравнивает таинственный характер Церкви с браком в таких словах: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, и далее: посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сея велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Ефес. 5, 25, 31-32)". Более подробно о браке и о девстве говорит ап. Павел в 1 Кор. 7-й главе, ставя выше брака девство, он не осуждает и брака, заповедуя его хранить, советует не разводиться даже с иноверной в надежде обращения ее в веру. Указав высшие побуждения для пребывания в девстве, приводит в заключение следующее: "таковые (брачущиеся) будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль" (28 стих). Имея в виду христианскую задачу брака, Церковь запрещает вступление в брак с неверными (запрещение 4 и 6 соборов), а также с инославными.
Нерасторжимость Брака
Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака, главным образом, когда он уже осквернен прелюбодеянием или же когда разрушен обстоятельствами жизни (долголетнее безвестное отсутствие одного из супругов). Вступление во второй брак, после смерти мужа или жены, допускается Церковью, хотя в молитвах о второбрачных уже испрашивается прощение греха второбрачия. Третий брак терпится только как меньшее зло во избежание большего зла — распутства (объяснение св. Василия Великого).
И еще один важный момент, Таинство Венчания само по себе не является гарантией счастливой семейной жизни - если муж и жена не любят, оскорбляют друг друга, ведут греховный образ жизни, то даже благословленный Церковью этот брак может распасться.