г.Ангарск, ул.Троицкая, 1.

тел. 8 (3955) 56-80-63

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Ангарска

Иркутской Епархии Московского Патриархата

Избранная цитата

                                                                                                                                                                                                                                                                              

Не требуй от других совершенства, не ищи правды у них. Требуй только от себя и поймёшь, как всем трудно.

            Преп. Серафим Глинский 

Священство

Иерархическое служение в Церкви, особенно епископское и пресвитерское (пресвитер, иерей - это священник), есть служение особое, исключительное: это - служение благодатное. Здесь пастырство Божия стада, высочайший образец которого дал Господь в Своем земном служении: «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня... Пастырь добрый душу свою полагает за овец...» (Ин. 10, 11,14). Здесь предстояние перед Господом в молитве не только за себя, но и за народ. Здесь руководство душами людей на пути к достижению ими Царства Небесного. Священнослужитель приносит от лица всего народа бескровную Жертву в Божественной Литургии. И если в каждом добром деле мы испрашиваем Божия благословения и помощи, то тем более, при вступлении на всю жизнь в пастырское служение призывается Божия благодать, благословляющая этот подвиг, содействующая и укрепляющая будущего пастыря. Благословение низводится на приступающего с трепетом к принятию дара священно-служения в Таинстве Священства, через рукоположение от епископа, который сам носит по преемству благодать священства, при молитве собора священнослужителей и всего народа на богослужении. Таинство Священства называется также Таинством Хиротонии.

Священное Писание дает прямые и ясные указания на то, что поставление на степень священства есть сообщение особого благодатного таинственного дара, без которого это служение не может быть исполняемо. Из книги Деяний видно как Апостолы делали все по наставлению Христову и внушению Духа Святого, и когда им стало нужно поставить в Церкви диаконов для помощи себе, они предложили избрать из среды учеников семь исполненных Св. Духа и мудрости мужей, а когда те были поставлены перед ними, «тогда они, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6, 2-6). Здесь с полной ясностью разграничиваются между собой два различных акта: избрание известных лиц для диаконского служения и их молитвенное рукоположение. Избрание - как дело простое человеческое, рукоположение же - как особое для этой цели священнодействие и действие Божественной благодати.

В той же книге Деяний находим указание на рукоположение, как на священнодействие, которым поставлялись пресвитеры для первенствующей Церкви. Писатель книги, св. ап. Лука повествует о том, как Апостолы Павел и Варнава проходя с проповедью малоазийские города, умножая в них число христиан: «рукоположивши (hirotonisondes) же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу» (Деян. 14, 23). Это рукоположение представляло особую важность, как совершенное самими Апостолами Павлом и Варнавой. Это засвидетельствовал сам ап. Павел в прощальной беседе с пресвитерами Ефесской церкви. Он так выразился о них: «Внимайте себе и всему стаду в котором Дух Святой (через апостольское рукоположение) поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28).

Наконец, в посланиях ап. Павла к Тимофею мы имеем прямое указание на рукоположение, как на благодатное священство через которое были поставляемы епископы. Так в первом послании к Тимофею, бывшему епископом Ефесской церкви, Апостол пишет: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (4, 14). Во втором же послании ему пишет: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (1, 6). Из сопоставления одного места с другим видно, что Тимофей был рукоположен священничеством и самим ап. Павлом, или что то же, собором старейших священнослужителей под предстоятельством ап. Павла, и что этим сообщен Тимофею дар Божий, который имеет пребывать с ним навсегда, как его достояние. От него требуется только одно - не нерадеть о нем, а возгревать его. Что здесь разумеется рукоположение епископское, вполне подтверждается дальнейшими ему наставлениями: из них видно что он облечен властью рукополагать других (1Тим. 5, 22), имеет право наблюдения над пресвитерами в его ведении (1Тим. 5, 17,19) и вообще является строителем "в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго" (1Тим. 3, 15).

Итак, Таинство Священства есть такое священнодействие, в котором непременно за Божественной Литургией, через молитвенное возложение епископских рук на голову избранного лица, низводится на это лицо Божественная благодать, освящающая и поставляющая его на известную степень церковной иерархии и потом содействующая ему в прохождении его иерархических обязанностей. Молитва Хиротонии читается так: Божественная благодать, всегда немощных врачующая, и оскудевающих восполняющая, проручествует (имя посвящаемого) благоговейнишего иподиакона в диакона (или диакона в пресвитера). Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа.

В отличие от Таинства Хиротонии, поставление в низшие степени клира (чтеца, иподиакона) называется хиротесией.