г.Ангарск, ул.Троицкая, 1.

тел. 8 (3955) 56-80-63

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Ангарска

Иркутской Епархии Московского Патриархата

Избранная цитата

                                                                                                                                                                                                                                                                              

Не требуй от других совершенства, не ищи правды у них. Требуй только от себя и поймёшь, как всем трудно.

            Преп. Серафим Глинский 

О посте

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода врачевство (лечение, лекарство) для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным.

Цель поста – искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей. Сам безгрешный Богочеловек, Господь наш Иисус Христос для примера нам сорок дней постился в пустыне, откуда возвратился в силе духа (Лк. 4, 14), одолев все искушения врага. «Пост есть оружие, уготованное Богом, – пишет преподобный Исаак Сирин. – Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?.. До поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы… И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются».

Однако, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного (то есть белковой пищи) в постные дни? – ставит риторический вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов), – Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?»

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, – говорит преподобный Иоанн Кассиан. – Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие – пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание».

Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид во время поста преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой.

Но сам по себе пост – занятие пустое и никому не нужное. Если мы усердно потрудились как в молитве, так и в воздержании, но не соизволили причаститься Святых Христовых Таин, то можно сказать, что мы и не постились. Если мы говорим, что пост – это время критического самоанализа, выражающегося в покаянии, то следующим шагом после покаяния обязательно должно быть Святое Причастие.

Мера поста

Часто приходится слышать о строгости требований Православной Церкви в отношении поста. Но почему же, тогда никто не возмущается образом жизни спортсменов, у которых бесконечные тренировки и строго регламентированный распорядок: вот это можно, а вот это нельзя. Важно понять, что верующие не просто занимаются каким-то плотским и духовным самоистязанием. Мы ограничиваем себя в одном для того, чтобы получить другое.

Таким образом, основные ограничения поста следующие:

  • невкушение мяса во всех видах, молока и других молочных продуктов, яиц, иных белковых продуктов животного происхождения, а в некоторые дни – алкоголя и рыбы (более подробно о питании в дни постов можно узнать из православных календарей и другой литературы о постах);

  • воздержание от супружеской близости (по согласию обоих супругов);

  • воздержание от увеселительных мероприятий.

В любом случае, мера поста – вопрос индивидуальный и должен решаться в личной беседе со священником.

Разумеется, Святая Церковь не нагружает постом младенцев и детей до семи лет. Здесь все зависит от семьи, в которой они родились и воспитываются. Эффективней всего для детей будет на время поста ограничить их в играх, компьютере и телевизоре, а также «чипсах» и других вредных продуктах, которые они очень любят.

Последнее, что хотелось бы особо подчеркнуть: полнота аскезы поста – это не то, с чего надо начинать церковную жизнь. Для сравнения представим себе юношу, который пришел в секцию тяжелой атлетики; ему нравится, как чемпионы толкают тяжеленные штанги. Ему тоже, естественно, хочется сразу рвануть чемпионский вес. Но что с ним будет, если он попробует это сделать? Ответ однозначный: ничего хорошего. Поэтому начинать пост нужно, по согласованию со священником, с умеренного воздержания и с умеренной нагрузки.

Постные дни в течение года
Многодневные посты:
  • Великий пост (в 2021 году: 15 марта - 01 мая);*

  • Петров пост (в 2021 году: 28 июня - 11 июля);*

  • Успенский пост (14 - 27 августа);

  • Рождественский пост (28 ноября - 6 января).

Однодневные посты:

  • Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок (см. православный календарь);

  • Крещенский сочельник (18 января);

  • Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября);

  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

__________

* Границы этих постов зависят от времени празднования Пасхи, то есть являются переходящими.