г.Ангарск, ул.Троицкая, 1.

тел. 8 (3955) 56-80-63

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Ангарска

Иркутской Епархии Московского Патриархата

Избранная цитата

                                                                                                                                                                                                                                                                               

Христос освободил душу от рабства и извел ее из тьмы, прославив ее Своим собственным светом

Преп.Макарий Великий,Египетский

Я оказался в коллективе неверующих циников

 

Что делать православному человеку в сообществе,

где он по взглядам и образу жизни не совпадает со всеми

остальными? Может, стоит искать коллектив по духу?

На самом деле, с ситуацией, которую описал читатель, люди столкнулись не сегодня. Вспомните недавнее прошлое — советское время, когда говорить о своей вере было вообще не принято, а то и опасно. Вспомните и древних христиан, которые жили в гонениях среди язычников. Однако именно в ту эпоху христианский мир превратился в настоящую империю. Как им это удалось?

Несмотря на то, что христиане приходили в Церковь в обособленную общину, в которой все были верующими и благочестивыми, в обществе они не стремились отделиться от людей и закрыться от них — общались со всеми, трудились вместе с язычниками и другими иноверцами.

Просто вели образ жизни, достойный христианина не осуждали, не злились, были всегда честными и готовыми подставить плечо — и этого было достаточно, чтобы христианство из непонятной, неизвестной,воспринимаемой враждебно религии стало религией мировой.

Ключевое здесь — это образ жизни. Язычники в своем обществе не видели той любви, которую видели у христиан: мы должны жить и действовать со всеми вместе. Мне кажется, это главное, что должен понять автор письма.Да, дурные сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15:33). Но одно дело — находиться в нарочито развращающем обществе собутыльников, воров и блудников, а другое — компания, где цель встреч иная (IT-технологии). Тогда все, о чем пишет автор, для его коллег вторично. Все они собрались по другому поводу — работать. Если осознать эту главную цель пребывания в рабочем коллективе, со всем остальным будет справиться легче.

Поймите и то, что мир не замыкается на рабочем коллективе. Не обязательно ставить знак равенства между рабочим коллективом и кругом общения. Границы этого круга могут быть гораздо шире. Но важно этот круг, отвечающий вашим внутренним запросам, найти. На работе вы работаете, а общаетесь — в кругу лиц, близких по духу. Это может быть община прихожан вашего храма или компания, в которой люди воцерковлены. Вы будете чувствовать опору, найдете отдушину: будете знать, что не один вы работаете в коллективе, где общение сводится к пошлым шуткам и анекдотам.

Одна из важнейших идей книги Премудрости Соломона — идея о том, что тот, кто общается с развращенными и глупыми, — развратится и поглупеет. Но это не значит, что Соломон призывает вообще не разговаривать, не общаться, не сотрудничать с такими людьми. Я думаю, что имеются в виду акценты: где твое общение подлинное, настоящее, а где ты просто встречаешься с людьми по работе.

А если коллектив такой,где все порочные интересы

сильнее рабочих задач?

Наверное, вы ждете, что я скажу что-то вроде «мир сгнил и погряз в грехе — беги, брат, из этой конторы, ищи себе православных айтишников», но это неправильный путь. На таком пути можно сберечь себя, но не научиться жить в реальном мире. А верующему человеку это обязательно надо сделать, чтобы свидетельствовать о добре.

И как жить в таком коллективе?

Я думаю, что даже в коллективе неверующих циников не нужно отстраняться от всех, «забираться в пещеру» и оттуда иногда учить их, как жить. Задумайтесь, чего сегодня общество ждет от человека? Профессионализма, умения делать все четко и честно, не подводить, а в коллективе — посмеяться над хорошей шуткой, разделить общие интересы, поддержать беседу. Это то, что может сделать каждый православный христианин. Большего от него не требуется.

А если у человека нет общих интересов и даже больше —

ему противны интересы коллег?

Если ваши коллеги обсуждают плохой, пошлый фильм, «мясорубку» — скажите, что такое не смотрите. И это вовсе не будет значить, что вы превозноситесь: у всех разный темперамент, разные интересы, поэтому вполне естественно, что увлечения и способы времяпрепровождения не совпадают. В ответ могут хмыкнуть, посмеяться, но это вас не опозорит.

При этом я уверен, что в любом коллективе всегда можно найти хоть что-то общее: к примеру, обсудить современный фильм или книгу, которые смотрели или читали все. Это может быть и детектив, и боевик, но надо постараться найти в них что-то доброе, хорошее, чему можно поучиться.

Наверное, вы ждете, что я скажу «мир сгнил и погряз в грехе — беги, брат, из этой конторы, ищи себе православных айтишников»? нет, это неправильный путь.верующему обязательно надо научиться жить в реальном мире, чтобы в нем свидетельствовать о добре.

Ну а если совсем невозможно поддержать беседу — выходите из комнаты, сосредоточивайтесь на работе, надевайте наушники.На нормальные шутки — смейтесь, а на остальное — давайте понять, что вам это не по душе. Главное — не превозноситься, не вести себя высокомерно.

Но как быть в тех ситуациях, когда невозможно уйти

от ответа или отстраниться, когда напрямую спрашивают

твое мнение, отправляют недостойные шутки в общие

чаты, вынуждают праздновать день рождения?

Ко мне часто приходят на исповедь люди, жалуются, каются в том, что сплетничать не хотят, но их мнение тоже спрашивают, и приходится вступать в разговор. Но и здесь надо искать золотую середину. Как это сделать? Не клеветать, не злорадствовать, самим не становиться источником сплетен. Вы можете сказать свое мнение, но не переходите на личности и не вдавайтесь в подробности или просто уклонитесь от ответа или ответьте односложно.

Это касается и рабочих чатов, куда отправляют сообщения и картинки разного содержания. Выйти из такого чата невозможно, потому что туда важные вопросы и шутки присылают вперемешку. Сказать «не присылайте», — значит настроить против себя. Можно просто удалять эти сообщения, не успев прочитать или разглядеть картинку. Дни рождения можно спокойно праздновать вместе, но достойным христианина образом. Если вы собираетесь пойти в кафе и вместе поужинать, в этом нет ничего плохого. Другое дело, если целью дня рождения будет что-то иное, греховное. Тогда откажитесь, ведь все зависит от вас.

А не сочтут меня ханжой, если я все время буду

от чего-то отказываться?

Здесь, как я уже сказал, все зависит от вас. Может возникнуть много спорных вопросов, в которых надо стремиться сохранить внутреннюю целостность и настроенность на добро. Со многим будет невозможно примириться, поэтому надо быть готовым, что вас посчитают ханжой, а в каких-то вопросах придется стать и белой вороной. Христиане всегда трудились вместе с иноверцами. Христиане не осуждали, не злились, были всегда честными и готовыми подставить плечо — и этого было достаточно, чтобы христианство из непонятной, неизвестной, воспринимаемой враждебно религии стало религией мировой. Язычники в своем обществе не видели той любви, которую видели у христиан.

То есть путь белой вороны неизбежен?                                                                                                                    Я думаю, что здесь дело еще и в неофитстве.Когда человек воцерковляется, ему хочется радикально изменить свою жизнь, отказаться от всего светского, прервать контакты с друзьями. И тут главное — не переусердствовать.Такие радикальные меры могут привести не только к позиции белой вороны, но и к откровенному противостоянию, особенно если вы начнете кого-то учить или обличать.

Так как тогда относиться к этим

людям? Как не раздражаться?

Люби грешника и не люби грех — вот та христианская формула, которая должна стать вам подспорьем. Ищите в человеке что-то хорошее, подходите к нему со вниманием и терпением. Главное — не закрывайтесь, идите на контакт.

А стоит говорить о своей вере в коллективе?

Специально сообщать об этом не нужно: многие люди негативно относятся к Церкви и, узнав о вашей вере, перенесут свое отношение к ней на вас. Поэтому важно сначала зарекомендовать себя как нормального человека, а не какого-то фанатика или агитатора, а затем уже говорить с людьми о вере. Это более правильный путь. Я глубоко уверен в том, что навязывание своей позиции и непрошенное исповедничество только раздражают окружающих, а не пробуждают интерес к вере.

Но если возникнет ситуация, когда ваше мнение как христианина будет важно, будьте честными и объективными, объясняйте просто и ясно, а в ответ на нападки показывайте, что если и есть минусы, то они не лишают Церковь главного — Бога. Важно не лезть с нравоучениями, а вовремя дать почитать что-то или скинуть ссылку на нужную статью.

Может, лучше скрыть свою веру?

Нет, специально скрывать веру не надо, но и нарочито демонстрировать ее тоже. Сперва нужно убедиться, будет ли уместно, к примеру, ваше крестное знамение. Это не значит, что вам нужно отказаться от молитвы на работе — помолиться можно и про себя. Но надо отдавать себе отчет, как ваше действие воспримут окружающие.

Если рядом сидит коллега и вы знаете, что он ярый противник Церкви, ваша молитва лишь даст ему повод для глумления. Так зачем провоцировать людей на злость и агрессию?

Но если человек чувствует, что не справляется, если

обстановка на работе на него эмоционально давит и он

не может не раздражаться? Как быть? Продолжать терпеть?

Предел терпения каждый определяет сам. Например, в советские годы люди были вынуждены работать на фабриках и заводах, где вокруг все могли глумиться над верой. Но они не увольнялись — иначе нечем было бы кормить семью. Вот и вы, если у вас нет возможности найти другую работу, терпите, как терпели новомученики.

Но не принимайте, не соглашайтесь и не включайтесь в греховное. И начните искать другую работу, с перспективой на будущее. Второй вариант решения проблемы — если чувствуете, что ваше душевное равновесие нарушено, смените работу. Иначе это может духовно вам навредить. С такими проблемами лучше обращаться к конкретному священнику, подробно рассказывая о сложностях вашего частного случая. Кроме священника, можно пойти и к православному психологу. Он поймет вас как верующего человека и поможет найти путь решения проблемы.

Так как же поддерживать контакты на работе,

не отказываясь от своих религиозных убеждений?

И тут примером того, как себя вести, могут послужить древние христиане. У них за плечами не было тысячелетней истории и святоотеческой литературы, на которую они могли бы ссылаться. Но у них была заповедь: будьте мудры как змии, и просты, как голуби (Мф 10:16), так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16) и не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф 7:6).

Согласно этим указаниям они и жили: старались не заявить о себе, а проповедовать так, чтобы это было плодотворно — кому-то противостояли, с кем-то уходили от спора, стремясь к наибольшей пользе, ноне своей, а ближнего.

Надо набраться мудрости и опыта, чтобы вести себя так же, чтобы в вас видели нормального, открытого человека, который не поддерживает сплетни и пошлые шутки, но и не ходит угрюмо в черной одежде. Это долго и сложно — учиться жить в светском обществе так, чтобы никому не навязываться, но в то же время соблюдать свои внутренние принципы. ф.

                                                                                                                              Подготовила Анастасия Бавинова

foma.ru