г.Ангарск, ул.Троицкая, 1.

тел. 8 (3955) 56-80-63

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Ангарска

Иркутской Епархии Московского Патриархата

Избранная цитата

                                                                                                                                                                                                                                                                              

Не требуй от других совершенства, не ищи правды у них. Требуй только от себя и поймёшь, как всем трудно.

            Преп. Серафим Глинский 

Детям: Чудо с Павлом

Два пути

Стефан и Савл — так звали этих юношей. Они состояли в родстве друг с другом. Оба — иудеи, оба приехали в Иерусалим изучать древний закон Моисея. Может быть, даже встречались они на занятиях у одних и тех же наставников, слушали одни и те же поучения. Что так разделило их и заставило до исступления спорить?

А дело вот в чём. Однажды до Стефана дошел слух об Иисусе — необыкновенном Учителе из Галилеи, Который говорит удивительные вещи и творит чудеса. Юноша так заинтересовался, что решил присоединиться к тем, кто следовал за Иисусом.

Слова Христа, Его проповеди так поразили Стефана, что мир для молодого человека перевернулся! Всё изменилось, всё заиграло новыми красками, все уроки, которые Стефан получал от своих прежних наставников, потеряли значение... Стефан стал верным, преданным учеником Христа, одним из апостолов Спасителя. Теперь он сам исповедовал веру во Христа.

А что же Савл? Этот молодой человек был погружен в учёбу. Учился он блестяще!

Ему преподавал Тору — главный иудейский закон — великий ученый Гамалиил. Савл, по природе способный, превзошёл своих сверстников в знаниях и прилежании. Мало того, родом он был из знатной, уважаемой семьи и унаследовал от родителей звание римского гражданина — а Иудея тогда находилась как раз под властью большой и сильной Римской империи. Получить звание гражданина могли немногие. Оно давало обладателю особые привилегии, открывало дорогу к высоким должностям. Римские граждане имели право голоса, когда решались самые важные государственные вопросы. Римских граждан даже судили по особым правилам.

Словом, Савла ждало блестящее будущее, поэтому ни о каких других учениях и новых истинах, которые предлагали людям разные бродячие проповедники, он знать не желал. Больше того, пока Стефан слушал проповеди Христа, Савл делался всё более строгим и нетерпимым к тем, кто посмел отступить от древнего иудейского закона. Как и его отец, Савл становился фарисеем — влиятельным человеком в Иерусалиме и... истовым гонителем христиан.

Так разошлись дороги Савла и Стефана. Но если бы разногласия юношей ограничивались только спорами! Увы, скоро им предстояло столкнуться при гораздо более страшных обстоятельствах.

 

Сторож одежд

Несколько лет прошло с распятия Христа, Его Воскреcения и Вознесения. Апостолы продолжали рассказывать людям о воскресшем Спасителе...

Вот площадь в Иерусалиме. Здесь сегодня собралась толпа. В центре толпы — человек. Он горячо, воодушевлённо проповедует собравшимся. Кто он? Да это же... Стефан!

Молодой человек уже не просто последователь Христа: за глубокую веру апостолы избрали его в число помощников. Он не просто проповедовал — он активно участвовал в делах христианской общины и отвечал за многое: организовывал благотворительные обеды, которые устраивали апостолы, раздавал одежды неимущим, помогал бедным...

Как раз сейчас он рассказывает людям о Христе. Но как Стефан не боится? Ведь в толпе могут оказаться его враги!

Так и есть! Вот уже иудейские священники выкрикивают что-то гневное и сердитое, подбивая собравшихся остановить проповедь. Вот уже сквозь толпу пробирается стража. Вот Стефана окружают, хватают... Он арестован!

Вскоре Стефана приводят на суд. Своей вины он не признает. Наоборот, обвиняет иудейских священников в убийстве Иисуса. Те возмущены до крайности. Стефана хватают, тащат за городские стены. Разъярённые иудеи сбрасывают свою верхнюю одежду в кучу, сажают рядом с ней какого-то человека, чтобы тот сторожил, а сами поднимают с земли камни и... начинают бросать их в несчастного Стефана!

Постойте, что это?.. Лицо того сторожа одежд кажется знакомым...

Это же... Савл?! Но что он здесь делает? Неужели помогает убийцам своего родственника?!

Да! Охраняя одежду палачей, Савл наблюдает, как мучают Стефана. Камни летят и летят. Стефан уже весь в крови. Он молится за своих мучителей, просит Христа принять его душу и... умирает на глазах у Савла.

Так Стефан стал первым христианским мучеником.

А что Савл? Неужели после такой страшной расправы, свидетелем и участником которой он стал, ничего в его жизни не изменилось? Представьте — нет. Вот он, жив-здоров, успешен и богат. Влиятельный, благополучный римский гражданин в Иерусалиме.

Получается, фарисей вышел из давнего спора с бывшим соучеником победителем?.. Время покажет.

Савл собирается в Дамаск

Прошли годы. После убийства Стефана в Иерусалиме начались гонения на христиан. Учеников Христа разыскивали, преследовали, арестовывали, сажали в тюрьмы, даже казнили, считая врагами иудейской веры. Христиане вынуждены были уезжать из города, скрываться в других местах. Савл участвовал в гонениях со всё большим рвением. Немало бед успел натворить он в Иерусалиме, много зла людям причинил. Правда, Савл делал это, думая, что совершает благо — искренне считал, что христианство опасно для его веры.

Наконец гонитель пришел к иерусалимскому первосвященнику:

— Дайте мне воинов! Я отправлюсь с ними в Дамаск. Знаю, что там скрывается немало христиан, бежавших от преследований из Иерусалима. Мы сможем разом расправиться с ними — арестовать и доставить в Иерусалим!

Первосвященник выдал Савлу письмо, обращённое к руководителям еврейских общин сирийского города Дамаска, чтобы они помогали Савлу арестовывать христиан и отправлять их в Иерусалим.

Итак, Савл отправляется в путь.

 

Свет и Голос

Жаркий день. Через каменистую пустыню тянется дорога. Над ней дрожит раскалённый воздух... Что это? Вдали клубится пыль. Слышатся шаги... Это Савл со своими спутниками движется из Иерусалима в Дамаск. Горящий взгляд, решительный шаг, идёт уверенно навстречу неприятелю. И «неприятелю» этому не позавидуешь! Савл идет воевать... с христианами.

Триста километров разделяют Иерусалим и Дамаск. Не первый день они в пути и долго ещё идти. Устали. А солнце к полудню печёт нещадно...

Вдруг — что это? Свет! Какой яркий свет с неба! Лучи бьют прямо Савлу в лицо! Испуганные спутники Савла расступаются. Фарисей в ужасе падает на землю, зажимает уши. И тут слышит Голос:

— Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?

— Кто Ты, Господи?! — кричит Савл.

— Я — Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Сам Господь говорит с Савлом. Но о чём он говорит? Что такое «рожон»? Это слово близко к слову «рог». Рожном называли заостренный кол. Охотники брали рогатину или рожон на охоту. Идя на дикого зверя, храбрец выставлял вперед острый кол. Если животное упиралось в рожон, пыталось его сломать, кол вонзался в него еще больнее. Этим же острым колом-рожном в древности погоняли быков. «Идти против рожна» — то есть идти против силы, против Бога. Господь говорил Савлу, что тот не только убивает других, но своими поступками убивает себя самого!

Люди рядом стояли в оцепенении. Они не видели собеседника Савла. Но Кто же говорит с ним? К Кому обращает он свои вопросы? Что-то невероятное происходило сейчас...

А разговор продолжался:

— Господи! Что мне делать? — взмолился Савл.

— Встань и иди в Дамаск, и там тебе будет всё, что назначено тебе делать...

Савл послушно встал. Вот только... Что с ним?! Глаза его открыты, он моргает, трёт глаза кулаками, но ничего не видит!.. Савл ослеп!

Поражённые спутники Савла поднимают его под локти. Савл потрясён. Что это было? Почему такой яркий свет, а затем — тьма? Почему спутники теперь вынуждены вести его в Дамаск за руку, как ребенка? Что значили слова Господа? И как ему теперь жить дальше — слепому и беспомощному?

Вся жизнь ненавистника христиан в одно мгновение перевернулась.

 

Неожиданный гость

Сопровождающие привели ослепшего Савла в Дамаск, поселили в один из домов. Три дня он ничего не видел. Три дня ничего не ел и не пил. Как вдруг на пороге дома появился какой-то человек. Кто он? Доктор? Священник? Нет. Его зовут Анания и он... ученик Христа!

Но как Анания оказался здесь, в доме, где находился гонитель христиан? Зачем пришёл в логово врага? Может быть, он не знал, кто и зачем прибыл в Дамаск?

Нет, Анания много слышал о Савле. И — самого дурного! Слышал о том, как этот воинственный римский гражданин преследовал и убивал его товарищей. Знал и о цели, с которой Савл прибыл в город. Но накануне Анании в видении явился Сам Господь:

— Встань, Анания! Пойди на улицу, называемую Прямой, и спроси человека по

имени Савл. Возложи на него руку, чтобы он прозрел! — сказал Бог Анании.

Тот очень удивился! Но Господь настаивал:

— Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё.

Почему Господь назвал Савла «избранным сосудом»? Что это значит? Бог избрал такой образ, чтобы объяснить, что Савл, как сосуд, наполнился силой Божией, что ему предстоит выполнить особое задание, решить одному ему посильную задачу от Господа. Что это за задача, станет понятно позже. А пока Анания не посмел противиться Слову Бога. Он сделал всё, как повелел Господь: вошел в дом, где находился Савл, возложил на него руки со словами:

— Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа, познал волю Его...

Ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса!

И в то же мгновение словно пелена спала с глаз Савла. Он прозрел! И вновь всё перевернулось в душе гонителя христиан. Если в момент, когда Савл ослеп, он испытал ужас, страх, сожаление и стыд за все свои злодеяния, то теперь у него не только открылись глаза — открылась сама душа! Савл понял, что Истина — во Христе, и... захотел принять крещение.

Крестил Савла Анания. И крещение это возродило его к новой жизни.

 

Кто не поверил Савлу?

Савл восстановил свои силы и ещё несколько дней был в Дамаске. А потом удалился в пустыню. Ему нужно было время — слишком велико было потрясение от всего, что с ним случилось, слишком сильно изменились его взгляды и убеждения. Савл готовился выйти на проповедь. Ведь не было в то время ещё святых Писаний, а только устные предания о Христе, хранителями которых были апостолы, сами видевшие и слышавшие Господа. Савл пока не мог учиться вере от апостолов — они не доверяли ему, помня, что ещё недавно он был гонителем и мучителем христиан. Савлу оставался один путь постижения веры — молитва в одиночестве, углубление в себя и откровения от Самого Христа.

Наконец, из Аравии Савл возвратился в Дамаск. Обратился было к людям с проповедью Христа, но... ему не поверили! Люди слушали его и перешёптывались: «Не тот ли это Савл, гонитель из Иерусалима? Говорил одно, а теперь — совсем другое! Искренне ли он говорит? Можно ли ему доверять?..»

Были и те, кто не сомневался: да, Савл теперь тоже — последователь учения Иисуса. Но вместо того, чтобы вслед за проповедником обратиться к вере, эти люди впали в ярость и решили убить его!

 

Побег

...Над Дамаском — глубокая ночь. Огромная луна ярко освещает городские стены. У ворот стараются укрыться в тени какие-то фигуры. Это иудеи. Они круглые сутки дежурят здесь, чтобы убить проповедника Савла, если тот захочет выбраться из города. Стражники не уходят даже ночью...

Т-с-с! Что там за шорох?.. Со стены в стороне от ворот на верёвке спускают корзину! Что в корзине? Может быть, воры выносят из города награбленное добро? Или кто-то пытается пронести за городские стены запрещённые товары? Нет, в корзине — человек! Это... Савл!

Да, с помощью учеников Савл обхитрил сторожей и выбрался из города незамеченным, живым и невредимым. Он тайно отправился из Дамаска в Иерусалим.

Добравшись до столицы, Савл примкнул к ученикам Иисуса, познакомился с апостолами Петром, Иаковом, рассказал, как видел Господа и что Бог говорил ему. Вот, казалось, и нашел Савл свой новый дом, где мог жить в окружении единоверцев, вместе с ними служить Богу и ближнему. Но Бог предназначил ему особый путь. Ему предстояло отправиться в дальние земли, чтобы принести весть о Христе людям, которые тогда верили в других богов. Это и было то самое задание, за которое Господь назвал Савла Своим «избранным сосудом».

 

Сквозь шторм, зной и холод

Савл отправился в дорогу. Прежде — самонадеянный, гордый, дышавший гневом фарисей, а теперь — смиренный христианин, он основывал в разных городах общины верующих людей. Порой, когда он уходил, у людей возникали вопросы. Тогда Савл писал им письма. И если мы сейчас откроем Новый Завет, то увидим, что после Евангелий там есть послания. Это те самые письма, которые писали апостолы, и в том числе Савл, христианским общинам разных городов. В посланиях он излагал основы учения о Боге, о спасении верующих через Христа. Савлу пришлось преодолеть тысячи километров — на кораблях, на лошадях, а порой и пешком. Он побывал в разных странах, городах с проповедями о Христе.

Переживал в своих миссионерских путешествиях опасные приключения, кораблекрушения, ветры и шторма, зной и холод, несколько раз был близок к смерти и чудом спасался...

Пройдя много испытаний, Савл изменился еще сильнее — всё, что раньше было важно для гонителя христиан, стало для христианского проповедника пустым и ненужным. Теперь он иной, и даже имя для служения Христу избрал себе другое — Павел. Под этим именем знаем его сегодня и мы: Савл — это и есть великий апостол Павел.

Ревнители старой иудейской веры внимательно и насторожённо наблюдали за Павлом. Их очень возмущало всё, что делал бывший фарисей. Долго они думали над тем, как расправиться с проповедником-христианином. Наконец, когда Павел в очередной раз оказался в Иерусалиме, городские священники нашли повод схватить его...

И вот через-какое-то время Павел в Риме. Ведь он римский гражданин — и суд над ним должен пройти в столице Римской империи. Правил ею тогда жестокий император Нерон. Суд состоялся. Павла приговорили к казни. Он принял мученическую смерть за Христа — как когда-то Стефан.

                                                                                                  ***

Вот такая удивительная история человека, который не видел Христа в Его земной жизни, но однажды услышал голос Спасителя в пустыне, полностью переменился и стал одним из самых великих учителей, проповедовавших Евангелие многим и многим народам. История Савла, который стал Павлом. ф.

                                                                                                                                Рисунки Галины Воронецкой

FOMA.RU