г.Ангарск, ул.Троицкая, 1.

тел. 8 (3955) 56-80-63

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Ангарска

Иркутской Епархии Московского Патриархата

Избранная цитата

                                                                                                                                                                                                                                                                               

Христос освободил душу от рабства и извел ее из тьмы, прославив ее Своим собственным светом

Преп.Макарий Великий,Египетский

Оправдать цитатами из Библии можно что угодно

«Оправдать цитатами из Библии можно что угодно». Священник Александр Данилов

Октябрь 2022. Вероника Словохотова

 Как жить, если не можешь планировать будущее?

                                                                                                        Фото: Сергей Щедрин

«Сегодня общество так сильно трясет, потому что оно боится. Не стыдно бояться. Не надо ждать от себя бесстрастности», — уверен священник Александр Данилов. Как жить, если уходит надежда и кажется, что мир скатился в варварство, — в интервью Веронике Словохотовой.

Быть выше страха 

— Если теряешь веру, смотря на происходящее сегодня, что с этим делать?

— Когда человек видит любые неполадки в мире — конфликты, эпидемии, катастрофы, когда от болезни умирает близкий человек, — люди ведь задают тот же самый вопрос: «А где Бог? Почему Он это допустил?»

Свойство мира, оторванного от Бога, — это тленность, смертность. Ненормально, что люди страдают. Ненормально, что они умирают. Но это следствие нашего греховного мира. Это было и в I-м веке, это есть и в XXI-м, это будет всегда.

Сегодня общество так сильно трясет, потому что оно боится. И боятся все, это важный момент.

Не стыдно бояться. Не боятся только мертвые и умалишенные.

Не надо ждать от себя состояния бесстрастности, когда все бегают и истерят, а ты такой в дзене. Нет, ты не можешь не переживать, но христианин должен быть выше этого страха. 

— Да, но когда слишком большой масштаб…

— Мы часто живем иллюзией, что контролируем свою жизнь. И очень-очень неприятно осознавать, что на самом деле я не крейсер, а маленькая лодочка посреди бушующего моря. Да возьмите хотя бы пандемию. Мы сейчас об этом забыли, а вспомните, какая была истерика. Тогда люди вдруг осознали, что в этом мире они песчинки. 

 

Я сталкиваюсь с человеческой болью постоянно. Я вижу, как люди умирают. Я их исповедую перед смертью. Я хороню их после. И я всегда говорю во время похорон: «Помните, что вот на этом месте, где лежит гроб, буду я. Будут те, кого вы любите. И вы — в том числе».

И вот, казалось бы, ты приходишь к весьма мрачной мысли. Над нами довлеют силы, на которые мы не можем повлиять. Есть твоя жизнь, ты можешь лишиться ее практически в любой момент или потерять тех, кого любишь, от тебя ничего не зависит. 

Именно в такие моменты должно рождаться доверие к Богу, потому что Он — единственная стабильная величина в нашем сумасшедшем мире.

Единственный, с кем я могу прожить любой день. Единственный, кто может меня научить радоваться каждому мгновению. Единственный, кто действительно заботится обо мне больше, чем я сам о себе. Если ты со Христом, тебе не страшно вообще ничего.

— Как это возможно?

— Вспомните христиан I-го века. Они жили в обществе, где большинство их ненавидело. Где государство их методично, целенаправленно уничтожало просто за то, что они христиане. Где иудеи, из среды которых они вышли, тоже их ненавидели и сдавали в том числе. А они, несмотря на это, любили Христа, верили Ему, шли за Ним. 

Кажется безумием, но представьте себе: вы идете на литургию и понимаете, что через час вас, ваших родных и близких — вы даже можете литургию не окончить — арестуют. А вы при этом радуетесь, славите Христа, учитесь ценить каждое мгновение, потому что весь этот мир не сможет вас победить. 

Поэтому сегодня, вне зависимости от позиции, нужно научиться доверять Богу и свыкнуться с тем, что все мы не хозяева своей жизни. К сожалению или к счастью — не знаю. 

«Воли Бога на зло нет» 

— Почему сегодня люди даже не просто прикрывают агрессию Богом, а прямо объявляют ее богоугодным и даже Божьим делом?

— Что бы мы ни делали, нам хочется, чтобы это было санкционировано свыше, это естественно. Некоторые сегодня разводят руками: «Боже мой, наше общество раскалывается!» А что, оно во время пандемии было единым, что ли? Или до нее? Такое ощущение, что до этого мы все так сильно любили друг друга, что просто кошмар. 

Нет, у нас и тогда все смерти друг другу желали. Вспомните, какие баталии шли, как все друг друга обвиняли в предательстве, в измене Богу: первые обвиняли в убийстве вторых, вторые обвиняли первых в том, что они маловерны. 

 Священник Александр Данилов

Сейчас повод меняется, но происходит то же самое. Оправдать с помощью Библии можно все что угодно — дайте мне любую тему, я вам надергаю цитат. Каждый из нас мурыжит Библию так, как считает нужным, она беззащитна. Можно читать Библию и при этом ненавидеть людей. Самые подлейшие вещи можно оправдать с помощью Священного Писания, если захотеть.

— Когда человек так обосновывает свою правоту, чего здесь больше — психологии или религии? 

— На мой взгляд, психологии. Свойство нашей ветхой природы — жить в стаде. Нам важно, чтобы наше стадо выжило и доминировало над другим. Поэтому люди инстинктивно сбиваются в одни группы и ненавидят другие, какими бы они ни были. 

Цель христиан — стать выше этого. Выше, чем твоя животная природа, которая из страха или желания выжить подталкивает тебя на ненависть

Мне регулярно приходят угрозы и от консерваторов, и от либералов, пожелания «сдохнуть» сыплются со всех сторон. Люди получают санкцию на ненависть во имя чего угодно. Но все мы перед Христом ответим за каждое свое слово — и тут все равно, какой политической позиции ты придерживаешься. 

— Что вы думаете о том, когда зло творят как бы во имя добра?

— Это очень сложный вопрос… Бывают ситуации, когда ты соглашаешься на меньшее зло, чтобы не допустить большего. Если кто-то нападет на мою дочку, я не буду сидеть рядом и молиться. Я буду ее защищать, дам этому человеку в глаз, и меня запретят в служении. Или представим, что ребенок умирает и спрашивает: «А я еще буду жить?» И перед вами выбор: сказать, что он сейчас умрет, или солгать, но дать надежду.  

С другой стороны, иногда люди оправдывают зло великими целями. И как отличить одно от другого? Христианин должен руководствоваться Священным Писанием и своей собственной христианской совестью. Вы руководствуетесь вашей совестью, я — своей. Потом Господь нас рассудит.

 — Как вы смотрите на то, что сегодня часто говорят: «Ну, на то воля Божья. Значит, так надо»?

— Если бы мы предположили, что Господь устроил какое-то событие по Своей воле, тогда бы нам пришлось обвинить Его во многих несчастьях. Воли Бога на зло нет. Господь не говорит: «Ты, Аркадий, пойдешь ограбишь банк. Я тебе повелеваю: грабь банк, срочно».

Но святые отцы писали о том, что Бог допускает конкретно в отношении каждого из нас какие-то вещи, чтобы через них нам что-то рассказать о самих себе. 

Мы верим в Бога, который не хочет зла, но даже самый лютый кошмар этого мира может использовать, чтобы мы стали чище и сильнее.

Например, члены нашей Церкви говорят, что кровавые гонения на нее в ХХ веке — это следствие той духовной жизни, которой она жила. Мы отошли от Бога, Он попустил жесткие вещи, чтобы привести нас в чувства — и я имею в виду не только иерархов, а вообще всех христиан. Поэтому сегодня нужно научиться доверять Богу. У нас нет выбора, понимаете?

— Как получилось, что после тысячелетия христианства мы скатились в варварство? И что с этим теперь делать? 

— А мы когда-то от него отходили? Христианство проникло во многие аспекты жизни человека, но не обратило его ко Христу. К сожалению, наша падшая человеческая природа требует выхода. Мир может быть христианизирован 200 раз, но каждый раз это мой личный выбор — следовать за Христом или нет. И этот выбор стоит перед каждым, кто в нашем обществе слышит о Христе. Я могу не следовать за Ним. Могу читать Евангелие, но при этом потакать своим страстям. 

 Любовь, которая переживет любые потрясения 

— Наверное, самое сложное в том, что уходит надежда. Сейчас даже примерно будущее планировать не получается.

— Надежда ушла, когда я понял, что меня может коснуться большое зло? 

— Да. 

— Если я живу в городе, где открыт «МакДональдс», где мой голос что-то значит, где комфорт, где безопасность, тогда есть надежда. А если я живу во мраке, то надежды быть не может? 

— Может, но слишком много всего случилось за короткий промежуток, чтобы в это верить.

— Я согласен, это тяжело. Но вся прелесть христианства в том, что твои отношения с Богом не зависят от обстоятельств. Ты можешь быть рабом — и при этом оставаться самым свободным человеком на свете. Ты можешь жить в полнейшем аду, в Риме II-го века, когда на тебя охотятся, как на животное, и при этом быть свободным.

Не давайте истерике отнимать у вас надежду.

И более того, если вас окружают люди, которые кричат, что все пропало и нам осталось пойти и тихо помереть от ужаса, сразу прекращайте с такими общаться. Чтобы сказать, что все пропало, и вогнать вас в уныние, много мозгов не надо. А вот вдохновить — для этого нужны усилия.

— Что делать, когда уже сам срываешься на ненависть, потому что тебя ненавидят просто за то, что ты чего-то не делаешь, уезжаешь или не уезжаешь и так далее?

— Нам с женой угрожают, потому что мы никуда не уезжаем. «Как ты можешь? Ты должен ненавидеть русских, ты должен каяться в том, что у тебя есть русский паспорт!»

Если не помогают молитва и Таинства… Огонь можно зажечь от того, в ком он горит (если у вас не клиническая депрессия, конечно). Я советую побыть рядом с тем человеком, который для вас источник любви, света и вдохновения. 

 

Я вспоминаю, когда еще до рукоположения у меня был духовный кризис и я очень серьезно разочаровался в людях Церкви, думал уходить, меня спас мой духовный отец. Я в нем увидел человека, который способен вытерпеть мое нытье, выслушать, дать дельный совет, поделиться со мной любовью, напоить меня чаем, обнять.

— Раньше в целом было какое-то чувство безопасности, теперь нет и его. На что тут опираться?

— Это ведь самый главный вопрос — что мне делать? Как говорил профессор Преображенский, не читайте советских газет. Других нет? Тогда вообще никаких не читайте. Я себе сделал информационный детокс и отключил новости. Все самое страшное мне и так передадут. 

Что бы ты ни прочитал, везде ненависть и злоба. Поэтому я просто не читаю. Конечно, внутренний хомячок мечется в поисках информации. Нам кажется, если мы ею обладаем, то все контролируем. Прочитал новость — и мир не рухнул. На самом же деле ничего не изменилось.

И главный ответ, вне зависимости от политической повестки: а ты люби тех, кто рядом. В этом и есть борьба с ненавистью.

Конечно же, ты не влияешь на глобальные процессы, мир будет сходить с ума и дальше. Он всегда сходил с ума, конца света ждали каждые 10–15 лет. Любите тех, кто вас окружает, живите как настоящая христианка. 

— Раньше я не знала, что могу так чувствовать чужую боль, особенно когда она где-то не рядом. Но оказывается, что эта эмпатия в то же время разрушает, потому что боли слишком много. Как с этим быть?

— Сострадание к другому человеку, сочувствие, сорадование — естественная часть жизни христианина. Но если вы человек чрезмерно эмоциональный, то в себе нужно выработать здоровый цинизм. Смотрите, в чем дело. Вот вы врач. Если вы как врач будете сходить с ума от каждого пациента, которого не удалось вылечить, то вы не будете дальше лечить. 

Мы с вами очень часто гиперответственны, а на самом деле мы всех спасти не можем. Более того, мы не отвечаем за людей, которые живут где-то не здесь. Мы можем им сопереживать, но отвечаете вы только за тех людей, которые рядом. 

 

И вас даже не эмпатия съедает, заметьте, а эмоциональность. Эмпатия — это любовь, любовь не может убить, убивать могут эмоции, которые захлестывают через край, и вот с ними можно что-то сделать — пойти к психологу, например.

Когда я стал священником, я столкнулся с той же проблемой. Утром я крещу ребенка, я должен радоваться. В обед я хороню человека, я должен плакать. Вечером я венчаю, я должен опять радоваться. Одна из первых исповедей у меня была на воскресном богослужении, пришло около 300 исповедников. Это выжатость до капли! И в такие моменты учишься сопереживать человеку, но при этом не вешаться от того, что все кругом страдают. Что такое любовь для христианина?

— Объясните.

— Мы часто путаем любовь с розовыми соплями. Вот я сижу дома, смотрю, как больно собачке, и плачу: «Как же это плохо, что собаке так больно! Она живет на улице без будки!» Нет, любовь — это когда вы берете собаку себе домой. Причем это можно делать с ровным, абсолютно безучастным, усталым лицом — вот как вы сейчас на меня смотрите.

— Я понимаю, что вы про деятельную любовь говорите. Но если тебя просто дожало последние два месяца, где на это силы взять? 

— Христос говорил: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Современное общество считает, что сначала вы должны себя восстановить и только потом чуть-чуть любви кому-то отдать. Христианство говорит о любви вопреки всему. 

Легко делиться с другим едой, когда у тебя забит холодильник. Легко помогать, когда ты богат, когда у тебя мир-покой-благополучие и все здоровы.

И совсем другое, когда тебе страшно, когда ты выжат, когда твои близкие с тобой не в ладах, когда у тебя в холодильнике один кусочек хлеба. Когда тебе не хватает любви, делиться любовью и есть любовь. И эта любовь переживет любые потрясения. Иди насаждай любовь. Живи здесь и сейчас, обними своего любимого человека…

— … который уехал.

— Напиши ему, что он самый прекрасный, самый любимый. Есть еще время — напиши ему еще 15 раз, ему будет приятно. Есть мама? Напиши маме, скажи: «Мама, ты самая классная в жизни!» Мы привыкли к тем радостям, которые у нас есть, и только сейчас, в страхе, понимаем, как много прекрасного мы имеем.

Мы понимаем, что телефон, комфортное жилье — это ерунда, которая может испариться, а настоящая ценность — человек рядом, каждое мгновение твоей жизни с ним может быть последним. Так цени его! 

Не сиди в ужасе, а цени людей рядом, люби. Может быть, к этому Господь нас подталкивает? Нужно деятельно выражать свою любовь. Страх возникает, когда вы сидите и просто думаете о том, что произойдет. А когда вы деятельны, стараетесь надеяться на Бога и нести мир, вам не до страха.

«Я не имею права на слабость»

— Что в вашем личном мире происходило в эти месяцы?

— Чего мы только не прошли… У меня жена с Украины, у нее там родные, и они никуда не уезжают. Мы пережили весь спектр эмоций. Был гнев, было принятие — все было. Первые месяца два или три было очень тяжело и на приходе, и в семье.

В храме я запретил говорить о политике. Я в крайних случаях что-то запрещаю, я считаю, что приход — это семья. Но бывают экстренные ситуации, когда я говорю, что вот этого делать не надо. 

Я запретил спорить и напомнил, что рано или поздно даже самые мрачные события закончатся, а разваленная семья будет с вами до конца вашей жизни.

Я всегда был с женой, старался ее поддерживать, а она — меня. Потом пришло смирение, принятие ситуации такой, какая она есть… Я священник. Я не имею права на политические высказывания и не имею права на слабость.

— Почему на слабость не имеете?

— Люди приходят в храм, им надо видеть, что священнослужители сохраняют холодную голову. Они приходят и видят: батюшка молится, не паникует, проповеди говорит адекватные, все нормально. Людям важно, чтобы в их жизни был островок спокойствия. 

Ты пришел сюда из этой ненависти, только что тебе написали, что тебе надо перестать существовать из-за твоего паспорта, или твоего близкого мобилизовали и ты переживаешь очень сильно. Церковь должна быть тем местом, где выслушают, посопереживают и помогут. И я не имею права на слабость, потому что я отвечаю за людей. И все равно, соглашаются они со мной в каких-то политических моментах или нет.

 — Вы теперь помощник руководителя миссионерского отдела в епархии, но многие наши священники говорят, что миссию мы провалили. Что сейчас остается проповедовать?

— Я вас умоляю, пусть откроют учебник истории. Вот именно сегодня мы все провалили. Когда Византия конфликтовала с соседними государствами, мы ничего не проваливали, все было прекрасно. Российская империя когда была, Советский Союз. Мир каким был, таким и остался. Ну а чем заниматься в такое время? Нужно говорить о Христе. Ты понимаешь, что можешь сделать что-то хорошее, ты можешь подарить людям Бога. 

Пока одни будут говорить о том, что все пропало, кто-то должен работать.

То есть представьте себе: у вас завтра отключится свет, потому что электрики решат, что все пропало, и пойдут плакать в лес. Потом отключат воду — те, кто ее поставляет, тоже пойдут плакать. Потом пропадут продукты. И так далее. Мы умрем с голоду в темноте и в грязи. Но каким-то же образом мы должны существовать? Для священника слишком большая роскошь ныть, что все плохо. Как будто оно вчера все было хорошо…

— Какое главное чувство у вас в эти месяцы? 

— Смешанные чувства. У меня дочка недавно первый раз в жизни исповедовалась, поэтому я радостный. Она сама захотела, сама подошла, для меня это был шок. Я не сторонник, чтобы дети исповедовались у своего отца, но она сама. И это событие для меня сейчас перекрывает все остальное.

Я живу такими моментами, понимаете? Моментами теплоты, когда у тебя что-то в храме хорошее происходит. Я не думаю о постоянно нависающей угрозе, о ненависти и так далее. Вот я служил литургию, у меня было много людей, а мимо проходил парень, ему лет 8, он зашел в храм и подошел ко мне на исповедь, потом причастился. Его не привели родители, он сам зашел. Для меня это радость, я счастлив.

— Лестницу с колокольни украли…

— Ой, да, лестницу старую сперли, надо новую покупать. Это тоже событие, я вот этим всем и живу. 

Сидеть и унывать — непозволительная роскошь. Да, все равно переживаешь и молишься, смиряешься. А что ты с этим поделаешь? Я могу только сказать всем, кто меня окружает, что я готов им помочь. Все. Больше от меня ничего не зависит. Я верю Христу.                                                                                                                                                                                                                                                                             Фото: Сергей Щедрин

pravmir.ru