г.Ангарск, ул.Троицкая, 1.

тел. 8 (3955) 56-80-63

Свято-Троицкий кафедральный собор г.Ангарска

Иркутской Епархии Московского Патриархата

Избранная цитата

                                                                                                                                                                                                                                                                               

Христос освободил душу от рабства и извел ее из тьмы, прославив ее Своим собственным светом

Преп.Макарий Великий,Египетский

Детям:Опасно ли быть богатым?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Как богатый юноша не стал учеником Христа

Шёл Иисус в Иерусалим. С Ним шли Его ученики. В землях, где они проходили, люди уже слышали о мудром, добром проповеднике из Галилеи, который исцеляет людей и говорит о важных вещах. Многие хотели присоединиться и тоже войти в число учеников Иисуса.

Вот один богатый юноша решился подойти к Христу:

— Добрый учитель! Я хочу наследовать вечную жизнь и получить Царство Небесное. Скажи, что мне делать?

Иисусу юноша понравился своей искренностью.

— Если ты хочешь войти в жизнь вечную, — сказал Он, — помни заповеди!

— Я выполняю их с самого детства, — ответил молодой богач. — А что ещё нужно

делать?

Христос взглянул на него с любовью и сказал:

— Если хочешь быть совершенным человеком, продай всё, что у тебя есть, а деньги раздай нищим. За это получишь сокровище на Небе. После этого приходи ко Мне и следуй за Мной. Будь моим учеником!

Такого юноша, конечно, не ожидал. Жалко ему стало своего богатства — дома, драгоценностей, виноградников, земель, скота, слуг, богатых одежд, денег...Отдать всё это нищим? Нет, он к этому не готов... Опечаленный, богач отошел от Христа. Не так-то просто оказалось стать Его учеником.Иисус же, посмотрев вслед юноше, сказал Своим ученикам:

— Трудно богатому войти в Царство Небесное. Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное.

Ученики удивились:

— Господи, кто же тогда может спастись?

Дело в том, что в ту пору иудеи верили, будто богатство человека — свидетель ство его праведности перед Богом, поэтому Господь и посылает ему земные блага.И вдруг Христос утверждает, что обладание сокровищами никакого спасения не гарантирует. А как же тогда?..И тут Иисус произнес очень важные и глубокие слова, которые всё объяснили:

— ...Но то, что для людей невозможно, возможно для Бога.

Оказывается, человек вообще сам себя спасти не может! На это способен только Господь, к Которому человек может обратиться. Если, конечно, богатство не мешает ему сделать это...Что же получается, Христос не любит богатых? Неужели, чтобы войти в Царствие Небесное, обязательно нужно быть бедным, нищим?..Нет. Христос говорил не просто о богатых, а о стяжателях, жадинах, корыстных людях. Можно владеть сокровищами, но распоряжаться ими так, чтобы вокруг тоже жилось хорошо: творить и созидать всем                                                                              

 Что имел в виду Иисус, когда говорил про верблюда

и игольное ушко? Толкуют эту фразу по-разному.

Одна из наиболее вероятных версий такова. При всех

воротах, ведущих через иерусалимские стены,

был небольшой проем, крошечное отверстие, через

которое едва мог пройти один человек. На ночь все

ворота, ведущие в город, запирались, оставались

открытыми лишь «игольные ушки». Протиснуться

через них человек мог только спешившись, то есть

сойдя с коня, верблюда, осла, сняв с себя оружие

и согнувшись. Трудно представить себе верблюда,

который смог бы пролезть через этот узенький проем.

Вот об этом Иисус и говорит: легче верблюду пройти

через игольное ушко, чем богатому войти в Царство

Небесное. То есть очень сложно.

 подавать милостыню, заниматься благотворительностью, помогать тем, кто нуждается... А можно владеть сокровищами просто для того, чтобы владеть. Любить деньги страстно, больше, чем людей, больше, чем самого себя, больше, чем Бога! И даже вообще забыть о Боге, направив все свои мысли, все мечты, все старания только на обогащение, накопительство, удовольствия. Пировать, предаваться лени или — отнимать, обманывать, стараясь преумножить, увеличить свои сокровища только для себя самого, да ещё и за счет других!

Для тех, кому деньги важнее Бога, путь в Царство Небесное закрыт — вот о чем говорил Иисус. Богатство может человеком овладеть, и тогда он станет служить ему как раб. Такому бедняге спастись почти невозможно. А к тем, кто сам господин своему богатству, кто распоряжается им во славу Божию, соблюдая божественные заповеди, Царство Небесное ближе. Иисусу в Его земной жизни встречались люди и корыстные, и бескорыстные, и жадные, и щедрые, и милостивые, и бессердечные...

И прости нам долги наши…

Одну историю про деньги рассказал ученикам Сам Иисус. Мы помним её как притчу о талантах.

— Царство Небесное, — говорил Иисус, — подобно царю, который захотел расплатиться со своими слугами...

Представим себе большой дворец. На троне сидит царь. К нему подводят человека, тот падает перед царём на колени. Один из окружавших царя людей объявляет:

— Повелитель! Вот слуга, который должен тебе десять тысяч талантов!

— Когда ты отдашь свой долг? — спросил царь.

— Мне нечем платить... — жалостливо пролепетал слуга.

 

Сначала талантом называли меру веса,

равную одной амфоре воды. На наш объём

это около 26 литров, примерно три ведра.

Позже талантами стали измерять деньги.

У иудеев талант серебра весил примерно

44 килограмма, это если два дошкольника

вместе встанут на весы. Представляете —

сорок четыре килограмма серебра! Очень

много денег! Если перевести на римские

монеты, талант — это 6000 динариев.

А десять тысяч талантов — это шестьдесят

миллионов динариев! Или... один триллион

рублей! Такой суммой не владеют даже

целые страны! Сто динариев, которые слуга

не смог простить своему знакомому, — это

всего около ста тысяч рублей. Несравнимая

с триллионом сумма.

 

— Что ж... Тогда тебе придётся отдать то, что имеешь. Я прикажу продать тебя, твою жену, твоих детей и всё твоё имущество. Плати!

Слуга уткнулся лбом в каменный пол, обхватил ногу царя и зарыдал:

— Правитель! Пощади! Дай отсрочку! Я всё тебе заплачу...

Царь покачал головой:

— Ладно. Мне жаль тебя. Я прощаю тебе долг и отпускаю тебя.

Слуга, размазывая слезы по лицу, ещё не до конца веря, что всё так благополучно разрешилось, вышел из дворца. На площади было людно. Слуга довольно расправил плечи и направился через толпу. Всё, что только что произошло, показалось ему уже чем-то далёким и неважным.

Вдруг на противоположной стороне площади он увидел торговца, который тащил тяжелый тюк с товаром. Слуга бросился к нему, дернул за плечо:

— Эй, стой! Я узнал тебя! Это же ты должен мне сто динариев!

— Да, но... я просил тебя об отсрочке. Я не могу сейчас отдать долг — все твои деньги я вложил в товар...

— Слышать ничего не желаю! Возвращай, что должен, немедленно!

— Пощади, уважаемый! Пусти, ты душишь меня!.. Я отдам тебе всё, только подо-

жди немного...

— Ну уж нет! Эй, стража! Свяжите этого человека и отведите в темницу! Пусть сидит там, пока не отдаст долг.

Слуга оглянулся. Вокруг них уже собралась толпа.

— А вы что глазеете?! А ну, пошли вон!

Напуганного торговца стражники увели в темницу. К счастью, люди, которые стали свидетелями ссоры на площади, рассказали царю о том, что произошло.

Царь снова позвал к себе того, кого недавно простил и отпустил.

— Злой слуга! — сказал царь. — Я простил тебе весь твой огромный долг, потому что ты упросил меня. Почему же ты не помиловал своего товарища, как я помиловал тебя?.. Эй, стража! Отправить его в тюрьму и держать там, пока не отдаст всего своего долга!

Вот такую притчу Иисус рассказал ученикам. А потом добавил:

— Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Как понять эту притчу? О чём она? О деньгах? О долгах? О жадности? Нет, Сам Иисус объясняет, что под Царём Он подразумевает Господа. А деньги, таланты, динары — это все человеческие грехи. Бог милует человека, хотя тот совершил очень, очень много грехов — столько, что и отмолить невозможно. А сам человек не хочет простить другого, хотя его грех в сравнении с прегрешениями перед

Богом был совсем небольшим. Что же касается денег... Сколько бы их у нас ни было, все материальные блага дал нам Господь. Мы тратим деньги, как хотим, не задумываясь, что придёт время, когда каждый будет держать отчёт перед Богом — как мы распорядились Его даром. «...И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим...», то есть: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» — так говорится в молитве «Отче наш». То же и с деньгами: Иисус призывает нас прощать долги тем, кто по каким-то причинам не смог или не захотел их отдавать.

Как внести свою лепту

Ещё одна евангельская история о деньгах, о бедности и богатстве произошла, когда Иисус сидел на одном из храмовых дворов у церковной кружки, напротив сокровищницы. По обычаю, люди, проходямимо кружки, клали в неё пожертвования на нужды Иерусалимского храма. Богатые евреи клали крупные деньги, кто победнее — монеты меньшего достоинства. Но вот подошла бедная вдова и положила в кружку всего две лепты.

Иисус заметил, что сделала женщина, и подозвал своих учеников:

— Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё, — сказал Он.

Наверное, Христос ошибся. Ведь вдова положила в кружку самую мелочь, две мелкие монетки. Для храма это очень небольшая прибыль...Для храма — да, но не для Бога! Для Господа же ценность вклада бедной вдовы в том,что женщина не пожалела последних денег, какие у неё были. Ей отдать две лепты было гораздо сложнее, чем богачу пожертвовать на храм целый талант серебра. У этой женщины, может быть, больше вообще ничего не осталось, но Бог для неё оказался важнее денег.

 

Что такое «лепта»?

Это самая мелкая монета

в Иудее. На наши деньги —

всего рублей двадцать, даже

в автобусе не проедешь.

Рабочий в Иерусалиме

в день получал денег

в шестьдесят четыре раза больше.

 Та евангельская жертва вдовы вошла в нашу речь выражением «внести свою лепту». Мы говорим так сегодня не только о деньгах, но и о любом вкладе в общее благое дело. Ведь даже самая маленькая жертва, самая малая лепта, внесенная от души, бывает порой важнее несметных сокровищ.

Праведный богач

А были ли в Евангелии упоминания богатых людей, которые смогли правильно распорядиться своим богатством, потратить его во благо? Конечно, были. Например, святой Иосиф Аримафейский. Он был фарисеем — так назывались люди, которые считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей. Мы помним, что фарисеи и книжники были главными противниками Иисуса в спорах. Фарисеи каждое правило выполняли строго и неукоснительно.

А Иисус, по их мнению, всё время иудейский закон нарушал — то в неурочное время, в субботу, больных исцелял, то объявлял себя царём Иудейским... Очень это их раздражало. Иосиф тоже был из фарисеев и даже являлся членом высшего государственного совета Иудеи — синедриона. Он считался одним из самых высокопоставленных людей во всем Иерусалиме!

А ещё Иосиф Аримафейский был весьма состоятельным человеком. Сам он родился не в Иерусалиме, но, приехав в столицу Иудеи, смог купить себе дома, сады и земли — все это стоило очень недёшево. Иосиф мог жить припеваючи, ни о чем не заботясь, преумножать своё имущество и становиться ещё богаче, ещё могущественнее. Но добрый, правдивый и умный человек Иосиф не был привязан к земным благам — он искал Царства Божия. Фарисей и богач Иосиф Аримафейский был тайным учеником Христа. Когда Христа судили, Иосиф не принимал участия в обвинениях и даже пытался защищать Иисуса. Увы, к его словам не прислушались.

Когда Христос умер на Кресте, Иосиф тут же пришел к Пилату, римскому наместнику, главному начальнику в городе, и попросил:

 Мы говорим, что Иисус был

похоронен «во Гробе», но у иудеев

гроб — это и есть пещера в скале.

Иметь собственную гробницу мог

позволить себе не каждый — это

было очень дорогое имущество.

Хорошо, что пещера Иосифа

Аримафейского находилась

недалеко от места казни

и похоронить Иисуса удалось

быстро: нужно было спешить,

потому что солнце клонилось

к закату, а после заката наступала

пасхальная суббота, когда иудеям

строго запрещалось трудиться,

в том числе и хоронить.

 — Пилат, позволь мне забрать тело Иисуса из Назарета, казнённого сегодня на Голгофе!

Это был смелый поступок. Ведь Иисус был осуждён как преступник и подвергнут самой позорной казни. Тело Его римские солдаты могли бросить в погребальную яму вместе с телами других преступников или просто сжечь. Богатство Иосифа и его высокое положение сыграли роль — Пилат разрешил ему сделать то, что он просил.

Вместе с другим тайным учеником Иисуса, Никодимом, Иосиф снял Тело Христа с Креста, умастил, то есть покрыл благовониями, обернул пеленами — широкой тканью, плащаницей, которую Иосиф купил на свои деньги, и похоронил в пещере. Что это была за пещера? Гробница. Усыпальница. Иосиф Аримафейский приобрел её для себя и всего своего рода.

Так, благодаря иерусалимскому богачу и фарисею Иосифу, Иисус обрел место погребения. Мы это место знаем. Гроб стал величайшей святыней. Сбылось древнее пророчество о том, что Мессии назначат гроб со злодеями, но Он будет погребён у богатого. Сегодня в этой гробнице, отданной Иосифом Аримафейским, совершается чудо схождения Благодатного огня. Вокруг гробницы позже построили храм Воскресения Христова. В древние времена место располагалось за городом, но за тысячелетия город разросся, и теперь это почти центр Иерусалима.

А вот где похоронен сам Иосиф, неизвестно: он пожертвовал своей посмертной славой ради отверженного всеми Христа.

***

Так может ли христианин быть богатым? Может ли богатый войти в Царство

Божие? Может. Главное, чтобы он не стал рабом своего богатства, не забыл Бога и смог правильно распорядиться средствами, которые Бог ему поручил. ф.

                                                                                                                                Рисунки Галины Воронецкой

foma.ru